ШУЛЬЦ ( ), Теодор

Теория человеческого капитала Проблема сущности человеческого капитала и его роли в производстве всегда интересовала экономистов. Первую попытку оценить человеческий капитал осуществил один из основателей западной политэкономии У. Приблизительно через лет к этому вопросу обратились немецкий статистик Э. Энгель и английский экономист Дж. Николсон, а позже - основатель кембриджской школы политэкономии А. Рост значения человеческого фактора в производстве в условиях научно-технической революции способствовал появлению и расширению на рубеже х годов ХХ в. Теория человеческого капитала - теория, которая объединяет разные взгляды, идеи, положения о процессе формирования, использования знаний, навыков, способностей человека как источника будущих доходов и присвоения экономических благ. Разработали ее сторонники свободной конкуренции и ценообразования в западной политической экономии американские экономисты Т. Позднее этими проблемами занимались Дж.

Как холодная война побудила США продвигать теорию человеческого капитала

28, Попытка оформить человека и его способности, как главного участника в создании продукции в экономике начались довольно давно. В веке родоначальник английской классической политэкономии Уильям Петти впервые попытался оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности, а А. Он отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. В году в России Людвиг Якоб высчитал сравнительные издержки от найма вольного работника и крепостного, выразив их в пудах и четвертях ржи.

В книгах"Вложения в человеческий капитал: роль образования и научных исследовали" () и"инвестиции в людей: экономика качества населения" .

Скачать Часть 2 Библиографическое описание: Социологический подход дополнил смыслы, которые принято вкладывать в данное понятие в экономической науке, однако их объединяет, по крайней мере, одна главная черта. Каждый из видов капитала выделяется в качестве такового по признаку способности приносить дополнительную стоимость. Определение капитала как самовозрастающей стоимости верно для любого из вышеперечисленных видов капитала. Рассмотрим такую категорию, как человеческий капитал. Теория позволяет четко определить сущность, содержание, виды, способы оценки и регулирования человеческого капитала организации.

Истоки и основные положения теории человеческого капитала

Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность Кирьянов А. Оглавление В отечественной экономической литературе дореформенного периода идея анализа экономической отдачи от созидательных способностей человека не нашла должного отражения. Теория человеческого капитала исходит из того положения, что капитал - это некоторый запас благ, который накапливаясь, приносит доход благодаря инвестициям. Следовательно теория человеческого капитала предполагает определенную взаимосвязь, например, между уровнем образования, физическим здоровьем, качеством обучения, объемом производственного опыта и заработной платой.

Как отмечают теоретики человеческого капитала, расходы, увеличивающие производительные качества и характеристики индивида,"можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем". Применение термина инвестиции к затратам на формирование качественно новой рабочей силы способствовало отходу от восприятия этих расходов как потребительских.

Человеческий капитал и конкурентоспособность национальной Гэри Беккер, опубликовавший в г. статью «инвестиции в человеческий капитал», а в г. Другой известный американский ученый Теодор Шульц внес.

Но помимо собственной работы в области сельского хозяйства, Шульц был активным популяризатором и распространителем идей других экономистов. Хотя Шульц и не был создателем теории человеческого капитала см. После окончания аспирантуры Висконсинского университета он получил там сначала степень магистра г. Шульц начал свою педагогическую карьеру в Колледже штата Айова, где ему удалось привлечь к изучению экономики сельского хозяйства и социологии села большую группу блестящих молодых экономистов.

Став в г. Основная мысль автора, красной нитью проходящая через все эти книги, заключается в следующем: , , ознаменовал собой возврат Шульца к теории человеческого капитала, но на этот раз в сочетании прикладных и теоретических исследований.

Сущность и подходы к изучению человеческого капитала

И почему специалисты со всего мира туда стремятся переехать? Главное конкурентное преимущество США составляет высококачественный накопленный человеческий капитал, которому созданы благоприятные условия для функционирования как определяющего фактора развития. И высококачественный ЧК позволяет периодически решать США все возникающие перед ними проблемы и трудности. В том числе позволили им выиграть геополитическое соревнование с СССР.

В качестве такого фактора Т. Шульц выделил образование как способ ( ) и обобщены в работе «инвестиции в человеческий капитал» () Он обращает внимание на человеческий капитал как на развитие знаний и.

Уже в е годы произошла концентрация научных знаний в целостную концепцию человеческого капитала и в самостоятельное научно-экономическое направление. Заслуга ее выдвижения принадлежит лауреату Нобелевской премии, известному американскому экономисту Т. Беккер доказали, что рефинансирование в образовании является самым выгодным. По их мнению, процесс улучшения качества рабочей можно считать закономерным итогом вложе-ополнительных средств в образование, так как зование это такая сфера, где финансовые затра-,1 есть вклад, который увеличивает интеллектуальный и культурный капитал человека.

Все это является вознаграждением не только для самого индивида, но и для общества в целом. Он ясно определил человеческий капитал как дополнительный источник дохода, обеспечиваемый знаниями, навыками и способностями человека. Шульц на примере экономики США доказал, что доход от инвестиций в человеческий капитал больше, чем от инвестиций в физический капитал. На основании этого можно сделать вывод, что странам с низкими доходами особенно важно осуществлять инвестиции в образование, здравоохранение, науку.

Шульцем теорией человеческого капитала занимался Г. Отношение чистых доходов образования к его издержкам, по подсчетам Г. В дальнейшем большое значение имели работы Й. Измеримая категория Развитие теории человеческого капитала проходило в русле неоклассического направления.

Теория человеческого капитала

Теория человеческого капитала базируется на достижениях институциональной теории, неоклассической теории, неокейнсианства и других частных экономических теориях. Её появление стало ответом экономической и смежных с ней наук на востребованность реальной экономики и жизни. Возникла проблема углубленного понимания роли человека и накопленных результатов его интеллектуальной деятельности на темпы и качество развития общества и экономики.

Толчком к созданию теории человеческого капитала стали статистические данные роста экономик развитых стран мира, которые превышали расчеты, базирующиеся на учете классических факторов роста.

Человеческий капитал как инвестиции стал отправной точкой на заре к определению сущно¬сти человеческого капитала, когда Т. Шульц в г.

Петти в"Политической арифметике", но самостоятельной концепции не создал. Затем, примерно через лет, подобные попытки сделай или немецкий статистик. Бнжел и английский экономист. Рост значения человеческого фактора производства по научно-технической революции способствовало на рубеже х годов века появление и распространение теории человеческого капитала. Разработали ее сторонники свободной конкурен нции и ценообразования в западной политической экономии американские экономисты.

Позже эти проблемы изучали.

Парадоксы инвестиций в человеческий капитал

Червень 9, Перевел Чикаго, год. Соединенные Штаты увязли в затянувшейся, дорогостоящей и опасной холодной войне с Советским Союзом. В корпусе экономики университета Чикаго двое ученых вовлечены в горячий спор. Выросший на ферме в Южной Дакоте и выдворенный из школы собственным отцом, Теодор все равно смог достичь невообразимых вершин в академических кругах, сначала в качестве председателя экономического факультета в году, а затем и в качестве президента Американской экономической ассоциации в м.

и"инвестиции в человеческий капитал" ( г.). Параллельно с Т. Шульцем теорию человеческого капитала разрабатывал Г. Беккер, который тоже.

Затем преподавал экономику сельского хозяйства. Основными из многочисленных тем его многолетних научных изысканий явились разнообразные вопросы экономики сельского хозяйства, демография, экономика образования и подготовка научных кадров. Шульц выпустил сборник материалов организованной им конференции"Продовольствие для мира", в котором обращалось особое внимание на факторы снабжения продуктами питания, вопросы структуры и миграции сельскохозяйственной рабочей силы и профессиональной квалификации фермеров, технологию сельскохозяйственного производства и направление капиталовложений в фермерское хозяйство.

Тогда же, в работе"Сельское хозяйство в нестабильной экономике" , он отмечал недопустимость безграмотного использования земли любым человеком, имеющим возможность ее купить. Это нередко приводило к чрезмерно интенсивному и просто хищническому ее использованию без заботы о будущем, к эрозии и другим отрицательным последствиям для аграрной экономики. В начале х годов Т. Шульц руководил проектом по оказанию технической помощи странам Латинской Америки, включая сельское хозяйство. В этой работе он опирался на изучение опыта преодоления послевоенного продовольственного кризиса в Западной Германии на основе финансовой и материальной поддержки сельскохозяйственных структур в этой стране, осуществленной в рамках"плана Маршалла".

Шульц выпустил монографию"Преобразование традиционного сельского хозяйства", которая по сути утверждала новую область в современной экономической науке. Одним из первых Т. Шульц начал исследовать то, что он называл"человеческим капиталом".

Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность

Шульц, Лауреат Нобелевской премии Можно сказать, что последние полтора - два десятилетия управленческой науки прошли под двумя знаменами: Это время можно охарактеризовать усложнением внешней организационной среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции на мировых рынках. Все это потребовало поиска скрытых резервов и новых путей повышения эффективности.

Теория капиталовложений в человеческий фактор Т. Шульца Г. Беккера и Дж. . Одинаковые инвестиции в физический капитал при прочих равных.

Вслед за ними представитель Чикагской школы Г. Беккер, преподававший тогда в Колумбийском университете — и вернувшийся потом в Чикаго, выпустил две монографии: Человеческий капитал зависит как от врождённых способностей и талантов, так и от полученного образования и тренинга. Теоретики человеческого капитала уделили особое внимание влиянию образования и тренинга на личное распределение дохода, осуществив подсчёты экономической эффективности различных форм обучения в сопоставлении с эффективностью накопления вещественного капитала.

Минцер первым попытался создать модель, объясняющую особенности распределения доходов исключительно на основе различий между индивидами с точки зрения полученного профессионального обучения. Беккер подсчитал, что отдача от высшего образования сопоставима с показателями прибылей у большинства фирм от обычных капиталовложений; таким образом, образовательные инвестиции — не менее важный источник экономического роста.

Роберта Гатти (Всемирный банк) «Инвестиции в человеческий капитал – мировой опыт»

Узнай, как мусор в голове мешает людям больше зарабатывать, и что можно сделать, чтобы ликвидировать его навсегда. Кликни тут чтобы прочитать!